Понятия со словосочетанием «фаллический символ»

Связанные понятия

Кала́ша или кала́ш (санскр. कलश, kalaśa IAST; букв. «горшок») — металлический (латунный, медный, серебряный или золотой) горшок, широко используемый в ритуальной практике индуизма и часто отображаемый в индуистской иконографии. В индуизме и джайнизме, калаш считается благоприятным объектом и символом процветания и благополучия. Калаш имеет широкое дно и узкое горло, достаточно большое для того, чтобы на него можно было поместить кокосовый орех. Калашем также называют подобный горшок, заполненный...
Фасцинус, Фасцин (лат. Fascinus) — древнеримское фаллическое божество, идентичное с Мутунусом (лат. Mutunus) и Тутунусом (лат. Tutunus).
Трезу́бец — оружие, которое состоит из длинного древка и наконечника, увенчанного тремя зубцами.
Фалли́ческий культ — обобщённое название группы верований различных древних (Ассирия, Вавилония, Эллада, Крит, цивилизации древних народов Америки) и современных культур (синтоизм в Японии, а также Индия, племена Африки, Южной Америки, Австралии и Океании), характеризующихся экстатическими ритуалами, посвящёнными порождающей силе жизни, символически представленной в виде фаллоса (мужского полового органа) или извержения его семени.
Кила (санскр.. कील kila IAST; тиб. ཕུར་བ, Вайли phur ba; "кол" или "гвоздь") — ритуальный кинжал или кол, обычно с рукоятью в виде трёх голов гневного божества и трёхгранным клинком, вероятно, предназначенный для закалывания жертвы во время обрядов (по некоторым данным, использовался в качестве гвоздя для привязывания ритуальной жертвы, но также есть иные версии предназначения). Предмет берёт своё происхождение ещё с ведической эпохи (возможно, и доведической), но позже нашёл предназначение в контексте...

Подробнее: Пхурба
Да́мару (санскр. डमरू) или да́мру — маленький двухмембранный барабан в Индии и Тибете, имеющий форму песочных часов.
Анх (егип. ˁnḫ), коптский крест — символ, ведущий своё происхождение из Древнего Египта. Известен как египетский иероглиф ☥, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «бант жизни», «узел жизни», «крест с петлей», «египетский крест», «крукс ансата» (лат. Crux ansata).
Рогатый Змей (англ. Horned Serpent) — представлен в мифологии многих индейских народов и фактически является северо-американским «драконом». В различных племенах ассоциируется с силами воды, дождя, молнии или грома. Образ Рогатого змея широко представлен в иконографии Юго-восточного церемониального комплекса доисторического периода Северной Америки.
Фетишизм (фр. fétichisme) — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. По мнению некоторых учёных религиозный фетишизм существует в современном мире в виде почитания мощей в христианстве и буддизме, и исламе — почитание Чёрного камня.
Имиут — это фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного. Чаще всего Имиут делали из бычьей или кошачьей шкур. Эту шкуру привязывали за хвост к столбу, заканчивающимуся бутоном лотоса. Столб был вставлен в специальную подставку. Фетиш использовали в погребальных обрядах ещё с самых ранних времён истории Древнего Египта. Одни из самых ранних находок датируются I династией. Несмотря на столь древнее происхождение, предназначение этого фетиша до сих пор остаётся загадкой.
Ку́киш (шиш, фига, дуля) — кулак с большим пальцем, просунутым между указательным и средним, как грубый жест, обозначающий высшую степень насмешки, презрения и унижения.
На́ги (санскр. नाग; наг — «змей») — змееподобные мифические существа в индуизме и буддизме. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй.
Тинтиннабулум висел на открытом воздухе в таких местах, как сады, портики, дома и магазины, где при помощи ветра он издавал звуки. Считалось, что звуки колокольчиков ограждают от злых духов; сродни роли колокольчика в апотропическом ритуале «колокол, книга и свеча» или в ранней Католической церкви.
Волше́бная па́лочка (также волшебный жезл) — тонкая прямая палка или прут, иногда оформленная в виде копья или скипетра и с драгоценным камнем или какой-либо конструкцией на её конце. В современной лексике словосочетания «волшебная палочка» и «волшебный жезл», как правило, связываются с магией.
Чаму́нда (санскр. Cāmuṇḍā), также известная как Chamundi и Charchika, является грозной формой Shakti Devi (Chandi), Богини-матери в индуизме. Близкая по описанию Кали.
Ли́нгам, также часто — ли́нга, (санскр. लिङ्गं liṅgaṃ IAST — знак, метка, признак) — в древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма символ божественной производящей силы. Наибольшее распространение получил в шиваизме, как поклонение лингаму (символу Шивы) и женскому символу «йони» (символу шакти (женской стороны) Шивы в различных её проявлениях — Парвати, Кали и других). Хотя некоторые направления шиваизма — в основном, лингаяты — в своей практике используют лингам без йони.
Ритуальный археологический комплекс(ritual archaeological complex) — комплекс жертвенных вещей, ритуальных остатков/останков, культовых сооружений и предмета поклонения, являющихся результатом действий, связанных с магической или религиозной практикой.
Зу́бья (также зубцы́) — серия выступов-«зубов», обычно заострённых, на каком-либо предмете (детали машины или инструменте). Термин используется для описания схожих по внешнему виду деталей разнообразных предметов: пилы, граблей, расчёски, зубчатых колёс.
Куриный бог; иногда собачий бог, собачье счастье, боглаз — небольшой камень с отверстием естественного происхождения, проточенным водой, речной или морской; ему приписывали свойства оберегать животных и жилища от злых сил. То есть, куриный бог — апотропей (от греч. ἀποτρόπαιος «отвращающий порчу»), амулет, оберег; в археологии и этнографии — название предметов и изображений, которым приписывалась магическая способность отгонять злых духов.
Соля́рные мифы (лат. solaris «солнечный») — мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь; обычно тесно связаны с лунарными мифами.
Богиня со змеями — тип вотивных женских статуэток с пресмыкающимися в руках, датируемых примерно 1600 г. до н. э. Находки относятся к крито-минойской цивилизации и найдены в ранних слоях Нового Дворца в Кноссе. Всего известно два предмета.
Грифо́н (наполовину орёл, наполовину лев) — часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру, служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.
Уаджет (Уджат, также око Гора или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили фараоны. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
Чуринга — предмет культа у австралийского племени арунта, обитавшего в Центральной Австралии.
Тотемный столб — изображение, чаще всего животного, реже — растения или неодушевлённого предмета, почитаемого в качестве тотема — мифического предка и души племени. Тотемные столбы широко распространены среди индейцев Субарктики и Северо-западного побережья.
Конь ветра, Лунгта (Вайли: rlung rta, монг. хий морь, бур. хии морин) — символ в тибетском буддизме в виде коня, несущего на спине чинтамани, то есть драгоценность, исполняющую желания, и приносящую благополучие. Обозначает также жизненную силу человека. Конь ветра изображается на тибетских молитвенных флагах, называемых лунгта. Используется в геральдике.
Гибридные/диморфные/полиморфные существа — персонажи мифов, сказок, легенд, сочетающие в своём облике черты различных существ; в случае сочетания антропоморфных и зооморфных черт называются полулю́ди. Известны практически во всех древних и традиционных культурах. В полиморфных образах человеческая фантазия объединяла важнейшие черты исходных животных, создавая множество вымышленных существ различной степени популярности. Местом обитания таких существ часто указывались малодоступные местности на границе...
Ка́ла (Kāla IAST) — санскритское слово, означающее «время». В индуизме персонификацией цикличности времени выступает божество Кала. В индуизме и других индийских религиях цикличность времени метафорически представляется в виде калачакры («колеса времени»). Другое значение слова «кала» — это «чёрный», «тёмный», «тёмносиний».
Андросфи́нкс («мужесфинкс», от греч. andr-, что означает «человек, мужчина, мужской» и греч. «сфинкс», Σφίγξ, Σφιγγός, «душительница») — разновидность сфинкса с головой человека, что отличало его от сфинксов с головой сокола (иеракосфинкс) и барана (криосфинкс).
Фаллическое дерево было художественным мотивом, распространенным в Западной Европе во времена позднего Средневековья и начала Ренессанса . Его конкретное значение туманно, но оно зафиксировано в бронзе, иллюминированной рукописи и живописи; возможно, это проявление похабного юмора, религиозная пародия или политический комментарий.
Кадуце́й (лат. caduceus), или керикион (др.-греч. κηρύκειον, κηρύκιον, ῥάβδος или σκῆπτρον) — жезл глашатаев у греков и римлян; название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Сходные символы были распространены и у других древних народов (см. урей Уаджит). Подобно современному парламентёрскому флагу, был необходимым атрибутом глашатаев, посылавшихся в неприятельский лагерь, и ручательством их неприкосновенности.
Иерогамия (ιερός γάμος, ιερογαμία «священный брак») — сексуальный ритуал, символизировавший брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди. Ритуалы иерогамии были частью так называемой ритуальной проституции.
Горгонейон (др.-греч. Γοργόνειον, мн. ч. Γοργόνεια — «принадлежащее горгоне») — маска-талисман от сглаза с изображением головы горгоны Медузы, которым в период античности украшали здания и различные предметы (в том числе монеты) с целью оберега от зла. В искусстве Нового времени горгонейон превратился в декоративный мотив.
Ардханари или Ардханаришвара (санскр. अर्धनारीश्वर, Ardhanārīśvara IAST) — андрогинное индуистское божество, объединённая форма божества Шивы и его супруги богини Парвати (также известной под именами Деви, Шакти и Ума). Ардханаришвара изображается как наполовину мужчина — наполовину женщина. Как правило, правая сторона божества изображается как Шива, а левая — как Парвати. Мифология Ардханаришвары изложена в Пуранах.
Госпожа́ звере́й (др.-греч. Ἡ Πότνια Θηρῶν) — эпитет, впервые упомянутый Гомером (Илиада 21. 470) и часто используемый для описания женских божеств, связанных с животными. Микенское слово po-ti-ni-ja, означающее госпожу или владычицу, унаследовано классическим древнегреческим. Родственно др.-инд. patnī с тем же значением.
Мудра (санскр. मुद्रा, mudrā IAST, «печать, знак») — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. Хотя символические жесты и движения рук были известны с самых древних времен в разных культурах, развитие они как система символов и магических и целительных практик получили в Индии, и затем культура мудр распространилась в странах, принявших буддизм и индуизм, а в двадцатом столетии и в странах Европы, США, Австралии и т. д.
Погрему́шка — ударно-шумовой инструмент, использующийся в танцах, а также в шаманских ритуалах. Основные элементы — камера (собственно сама погремушка) и наполнитель. Камера может быть из самых разных материалов: высушенной тыквы, необработанная, так называемой сырой кожи, дерева, рога, черепашьего панциря, керамики или из любых готовых ёмкостей. Наполнителем служат камешки или бобы. Обычно погремушки также имеют ручку-держатель. Погремушка часто украшается перьями, бисером, на камеру наносится рисунок...
Манаиа — существо из мифологии маори, часто встречающийся мотив в искусстве, в частности, в резьбе по дереву и ювелирных изделиях.
Сваха́ (санскр. स्वाहा, svāhā IAST; кит. трад. 薩婆訶, упр. 萨婆诃, пиньинь: sàpóhē, палл.: сапохэ; яп. 薩婆訶 совака; тиб. སྭཱ་ཧཱ། , Вайли soha) — в индуизме и буддизме богиня и сакральное слово, акцентирующее внимание и часто указывающее конец мантры.
Систр (егип. sḫm; др.-греч. σεῖστρον, лат. sistrum — «то, что встряхивают») — ударный музыкальный инструмент без определённой высоты звука.
Три обезьяны (яп. 三猿, сандзару или 三匹の猿, самбики но сару — «три обезьяны») — устойчивая композиция из трёх обезьяньих фигур, закрывающих лапами глаза, уши и рот.
А́нкуc или а́нкуша (санскр. अंकुश, aṅkuśa IAST), стрека́ло — инструмент дрессировщика и погонщика слона . Представляет собой короткое, чуть более полуметра, копьё с толстой рукояткой и багром.

Подробнее: Анкус
Уробо́рос (др.-греч. οὐροβόρος от οὐρά «хвост» + βορά «пища, еда») — свернувшийся в кольцо змей или дракон, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого — исторический период и конкретную культуру — установить невозможно.
Согласно Лукиану (Рим, II век н. э.), Геракл был известен кельтам как Огмиос и изображался нахмуренным старцем, одетым в звериную шкуру и вооружённым дубиной и луком. Он влёк за собой группу счастливых людей, уши которых соединялись с языком бога тонкими цепочками. Образованный галл, с которым беседовал Лукиан, сообщил ему, что кельты считают покровителем красноречия не Гермеса, а именно Геракла — ибо он очень силён.

Подробнее: Огмий
Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная часть космогонических мифов.
Змеевики́ (змеевы́е лу́ны) — металлические и каменные медальоны обычно округлой, овальной, иногда восьмиугольной формы с изображением христианского святого с одной стороны и змей (от 6 до 14) с другой; служили амулетами от болезней.
Абраксас или (более ранняя форма) Абрасакс (греч. Ἀβρασάξ) — гностическое космологическое божество.
«Рельеф Митры» (нем. Mithras-Relief) — древнеримский мраморный рельеф. Создан во 2-й половине II века. Хранится в Коллекции греческих и римских древностей в Музее истории искусств, Вена (ин. номер I 624).
Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева (чаще из берёзы). Длина веретена от 20 до 80 см .
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я